Об авторе

Борис Колесников родился в 1970 в г. Ярославле. Закончил Красносельское училище художественной обработки металлов в 1993 году. С 1998 года член Союза Художников России.

Свои первые работы Борис делает еще во время учебы в художественном училище. С ними он участвует в самой престижной по тем временам "Выставке современного ювелирного искусства" в г. Москве (Музей Декоративно-прикладного искусства). С тех пор он постоянный участник Российских и Международных выставок ювелирного и эмальерного искусства.

В начале творческого пути художника интересует красота и простота природы и человека. Это серия работ "Рыбки" , брошь "Кошка на окошке", "Домик" и т.д. На простых и ярких образах он оттачивает свое исполнительское мастерство, ищет новые формы в ювелирной технике. С самого начала не боится использовать в своем творчестве нетрадиционные материалы.

Все это помогает открывать новые страницы в современном ювелирном искусстве.

Одним из главных принципов в работе Борис считает свободу, которую рассматривает как свободное действо внутри добра и красоты. Поэтому главной движущей силой в создании произведения является для него:

1. Свобода выбора
2. Свобода создания
3. Свобода восприятия

Сегодня ювелир работает над более сложными образами. Теперь интересен не только сам предмет, но и то, что с ним происходит. Творчество тяготеет к ассоциативному мышлению. Применяются сложные формы, сочетания различных техник и способов обработки металла. Тем не менее изделия не утратили легкости восприятия.

Так серия колье "Четыре стихии" удостоена специального приза "Самое элегантное украшение года" на выставке "Ювелир-99".

Серия колец "Воспоминания" стали призёром конкурса "Золотое созвездие" в 2001 году.

Серия работ "Особенности древней охоты" победили в конкурсе "Ювелирный Олимп-2000"

Авторские работы Бориса не раз получали дипломы и призы на различных ювелирных выставках.

Диплом в номинации «Украшения из драгоценных металлов» за серию брошей «Рыбки». Конкурс выставки «Петербургский Ювелир1997» г. Санкт-Петербург

Диплом в номинации «Украшения из драгоценных металлов» за колье «Космическое эхо». Конкурс выставки «Петербургский Ювелир1997» г. Санкт-Петербург

Диплом в номинации «Приз зрительских симпатий» за серию колье «Зима». Конкурс выставки «Петербургский Ювелир-1999» г. Санкт-Петербург

Диплом в номинации «Самое элегантное украшение года» за серию колье «Четыре стихии». Межотраслевая выставка «Ювелир 1999» г. Москва

Диплом в номинации «Современный ювелирный дизайн» за серию работ «Особенности древней охоты». Конкурс выставки «Петербургский Ювелир2000» г. Санкт-Петербург

Диплом в номинации «Лучшее женское украшение» за серию колье «Четыре стихии». Конкурс выставки «Ярославская выставка ювелирного искусства» 2001 г. Г. Ярославль

Диплом Национального конкурса ювелирного дизайна «Золотое Созвездие» за серию колец «Воспоминания» 2002г. г. Москва

Диплом в номинации «За лучшее раскрытие образа» за брошь «Между днем и ночью». Конкурс выставки «Ярославская выставка ювелирного искусства» 2002 г. Г. Ярославль

Диплом в номинации «Ювелирное искусство. Классика» за серьги «Электричество». Конкурс выставки «Ювелирный Олимп 2005» г. Санкт-Петербург

Диплом в номинации «Виртуозы ювелирного искусства» за браслет «Народный орнамент». Конкурс выставки «Ювелирный Олимп 2008» г. Санкт-Петербург

Диплом в номинации «Искусство украшения интерьера» за кольца «Квадратное сонце» и «Квадратная луна» Конкурс выставки «Ювелирный Олимп 2009» г. Санкт-Петербург

Мастер не останавливается на достигнутом. Сегодняшний 18-летний рубеж творческого пути - только ступень в познании окружающего нас мира и создания новых произведений.

Гортелеканал о ювелирах Колесниковых

Статья в журнал "Ювелирное обозрение"

"Профессия - художник-ювелир"

Ко мне часто обращаются с просьбой взять их сына или дочь в ученики. Я же, в свою очередь, почти всегда отвечаю отказом. Причин тому несколько, и в этой статье я хотел бы поэтапно коснуться каждой. Многие думают, что научиться ювелирному делу несложно, был бы талант, желание добиться успеха и, что называется, "руки на месте". Это не совсем верное представлениее. Ведь ювелирное искусство многогранно, и настоящий профессионал должен владеть множеством приемов для выражения своего творческого замысла. Можно, конечно, научиться выполнять несложные технологические приемы, такие как монтировка, опиловка, пайка. За 2-3 года прилежного обучения данным операциям человек может стать неплохим ремесленником-ювелиром. Однако это лишь одна из составляющих ювелирного дела.

Профессия

Итак, говоря о профессии художник-ювелир, нужно иметь в виду три основных момента. Во-первых, человек, решивший посвятить себя ювелирному искусству, должен иметь профессиональное художественное образование. Причем, надо понимать, что не в каждом художественном училище или техникуме преподают все необходимые для ювелира дисциплины. На мой взгляд, в этом смысле предпочтительны КУХОМ, Строгановка и Мухинское училище. Данные образовательные учреждения дают своим студентам наиболее полные и разносторонние знания. Перечислю предметы, которые необходимы художнику-ювелиру: рисунок; скульптура; композиция; живопись; анатомия; технология металлов. Очень важно, чтобы при изучении художественных дисциплин делался упор на развитие пространственного, объемного мышления, ведь каждое ювелирное изделие - это мини-пластика с применением особых технологий.

Ремесло

В ювелирном деле существуют несколько направлений: а) монтировка; б) "гравёрка"; в) эмалирование; г) литьё ; д) чеканка. Вкратце опишем перечисленные приёмы: Монтировка представляет из себя умение владеть основными операциями ювелирного дела такими, как : пайка, отбеливание, опиливание, сверление, прокатка, волочение, полировка. При всех эти операциях используется специальный ювелирный инструмент. Так-же необходимы знания в области декоративных покрытий . Граверное дело- это обработка металла специальними инструментами- щтихелями и гравчиками. Гравирование бывает, как плоскостное, так и по объёму ( оброну). Гравирование в ювелирном деле в большинстве случаев является способом нанесения орнамента на поверхность изделия. Ещё гравирование используется для изготовления штампов из металла для изготовления изделий посредством штамповки. Эмалирование -это вид декоративной отделки металлов при котором на изделие наносится покрытие из стекловидной массы различных цветов. Эмаль наносят на поверхность в виде растертого порошка, разведенного водой или маслом. После чего изделие обжигается в муфеле при температуре 700-900 градусов. Эмали бывают выемчатыми, перегородчатыми, оконными и живописными. Литьё ювелирных изделий. Это самое технологически сложное производство, однако оно позволяет выпускать массовое количество изделий при небольших затратах. Литейное производство подразумевает наличие специального дорогостоящего оборудования. Последовательность литья ювелирных изделий такова : изготовление резиновых пресс-форм, изготовление восковых моделей, формовка в опоки, выплавление воска, прокаливание опок и заливка металла в формы. Чеканка - это способ придать металлу рельефное изображение специальными инструментами- чеканами. В качестве материалов для чеканки используют листовой металл, обладающий высокой пластичностью. Многократными ударами чеканов различной формы металлу (поочерёдно с лицевой и тыльной стороны) придают необходимый рисунок Профессионал обязан владеть всеми этими техниками. Без этого невозможно свободное воплощение творческой идеи в металл. Многие студенты рисуют очень интересные и оригинальные эскизы ювелирных украшений, которым, увы, так и суждено оставаться лишь задумками. Проблема эта типична для непрофессионалов. В данном случае сказывается недостаток опыта и знаний в области технологий. Как результат - многие интересные идеи и проекты оказываются невоплощенными или же выполненными с огрехами.

Технология

Как ни парадоксально это звучит, но ювелирное искусство немыслимо без знания химии. Это одна из основ профессии. В процессе работы мастер постоянно сталкивается с необходимостью использования того или иного химического вещества или состава. Металл-это не что иное, как химический элемент (Au, Cu, Ag и т.д.) и здесь очень важно знать как тот или иной металл взаимодействует с различными кислотами и щелочами, тем более что в работе практически ни когда не используются металлы в чистом виде. В основном- это сплавы .Например красное золото 585 пробы представляет из себя сплав золота и меди в пропорции : Au- 58.5% и Сu- 41.5%.Так-же знание химии необходимо для основных приёмов ювелирного дела: гальванических покрытий, оксидирования, травления а так-же пайки и отбеливания. Эти процессы выполняются в специальных ваннах из заранее приготовленных химических растворов. Незнание химии может привести к весьма плачевным результатам. Любая оплошность или ошибка может отразиться как на личной безопасности, так и на качестве создаваемого изделия. Представьте себе, стоит опустить работу в неправильно приготовленный раствор - и нет больше работы…

Вывод

Таким образом, мы получили три необходимых слагаемых для получения представления о профессии художник-ювелир. Однако мы не коснулись еще одного немаловажного момента - человеческого фактора, особенности личности. Человек, желающий всерьез заниматься ювелирным делом, должен быть не только коммуникабельной личностью, но и иметь "коммерческую жилку". Не секрет что ювелирная профессия требует значительных финансовых затрат - как на оборудование, так и на материалы - в большинстве случаев мастеру приходится быть и снабженцем, и "заводом", и магазином одновременно. Добавим сюда несовершенство российских законов в области ювелирной отрасли. Таким образом, получаем довольно неоднозначную картину. Идеальной кажется мне ситуация, когда ювелир находит человека или фирму, заинтересованных в реализации и рекламе ваших работ. Но, как показывает опыт, это скорее исключение, чем правило. На мой взгляд, виной тому является как экономическая ситуация в стране, так и общий эстетический уровень общества. Именно поэтому на сегодняшний день ювелиров-одиночек в России можно пересчитать по пальцам.

Рекомендуемая литература:

"История искусств"
Бреполь Э."Теория и практика ювелирного дела"
МарченковВ.И. "Ювелирное дело"
 
© 1999-2011 Колесников Б.В. | Все права защищены  

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Свадьба.Net.Ru Женский сетевой журнал