Выставки

Бриллиантовый дым

Борис Колесников - один из немногих полностью самостоятельных легальных мастеров-ювелиров в России. Тридцатилетний ювелир из Ярославля закончил Красносельское училище художественной обработки металлов. Его работы не раз получали дипломы и призы. Так, серия колье "Четыре стихии" удостоена приза "Самое элегантное украшение года" на выставке "Ювелир-99".

После окончания училища он год проработал в небольшой фирме, из которой ушел "по идейным соображениям" - интересы руководителя и художника не совпали. Чтобы получить клеймо в Пробирной палате, позволяющее работать легально, он в 1998 г. добился членского билета Союза художников России.

"Получить патент - полдела, - рассказывает Борис. - У одиночек полно других проблем, мы не защищены с юридической стороны. Многих плохо знают покупатели - ведь никакой рекламы у нас нет. Единственное место, где мастер может заявить о себе, - выставка. Участвовать необходимо (это опыт, связи, профессиональный рост), но я, пожалуй, единственный из мастеров-одиночек, кто был на всех крупных выставках за последние семь лет. Это очень дорогое удовольствие - в год проходит 2-3 серьезные выставки, участие в каждой стоит минимум 1,5 тыс. долл. Но они пополняют круг заказчиков, как отдельных ценителей уникальных работ, так и магазинов, дают публикации в ювелирных изданиях и каталогах".

Надо иметь смелость, чтобы работать одному. Ведь на творчестве много не заработаешь. Два раза сделаешь выставочные работы, положишь в стол - и зубы на полку: ведь материал стоит очень дорого. "Либо ты смог найти менеджера-галантерейщика, либо сам обладаешь коммерческой жилкой и можешь пробиться своими силами. Это хуже и сложнее, но у меня такая жилка есть, - смеется Борис. - Коллеги говорят: мы заработаем денег, а уж потом начнем заниматься творчеством. Но это порочный подход. Все равно как бы Микеланджело сказал: вот нарублю кирпичей, а потом на заработанное буду ваять Давида. Сейчас у этих моих друзей есть фирмы, магазины, заводы - но творчества как не было, так и нет".

По словам Колесникова, по всей России легально работают 10-15 индивидуалов-ювелиров, и большинство из них все же совмещают частный труд с работой на производстве. Причем в основном все они - мастера со стажем, те, кто сумел сделать себе имя еще во времена Советов, когда можно было творить "не за деньги". А вообще художников-ювелиров много, только все они попрятались. Получать патент в Пробирной палате - большая морока, хлопотно, да и без него в принципе можно обойтись, потихоньку обслуживая свой круг постоянных клиентов. Однако расти в художественном отношении эта практика не позволит.

В отличие от "подпольщиков", которых интересует лишь собственный бюджет, молодой мастер обеспокоен состоянием отрасли. Он уверен, что вопреки распространенному мнению не покупатели диктуют спрос, а производители навязывают свои предпочтения им. "И что самое интересное - плохие вещи покупают, - говорит он. - Наши люди в ювелирном деле практически не разбираются, покупают то, что им предлагают".

В то время как наши заводы штамповали однообразную золотую массу по устаревшим технологиям, зарубежные конкуренты, и особенно на Востоке - в Турции, Китае, на Таиланде, - наладили массовый выпуск ювелирки высочайшего качества. А у нас по-прежнему преобладает "напильниковое мышление", дедовские методы. "Не годится в XXI веке работать на ломбарды, как это сейчас происходит на большинстве ювелирных заводов в России. Колесников убежден, что авторитетные журналы, пишущие на ювелирные темы, сейчас идут на поводу у заводов, обслуживая интересы крупных производителей, которые их финансируют. "Российский ювелирный рынок очень сырой. Да и кто его будет развивать - у нас ведь нет даже ювелирных менеджеров, людей, учившихся продаже именно ювелирных изделий, а не конфет, - подчеркивает Борис. - Власти лоббируют интересы крупных отечественных производителей, не пуская на внутренний рынок серьезные зарубежные ювелирные фирмы". Дешевым безвкусным безделушкам из Турции никто не препятствует, но попробуйте найти в наших магазинах действительно качественную турецкую ювелирку, которая при современном дизайне и приемлемой цене может составить серьезную конкуренцию российским заводским украшениям. Неуютно на внутреннем российском рынке чувствуют себя и индивидуалы - заводы не заинтересованы в том, чтобы вкусы населения перевоспитывались мастерами, им удобнее ничего не менять, оставить все как есть.

Меры, предпринимаемые государством, обоснованны - ведь нельзя же позволить, чтобы погибла отечественная ювелирная промышленность, приносящая доход в казну. Кстати, огромные ювелирные фабрики, на которых работают тысячи человек, - отечественное изобретение. Во всем мире ювелирные фирмы - мелкие предприятия, насчитывающие в лучшем случае несколько десятков работников. Чем крупнее производство, тем сложнее внедрить в него что-то новое. Лень и страх потерять деньги загоняют отрасль в тупик. Решать проблемы надо изнутри, а не обходиться запретительными мерами.

Для того чтобы развивать ювелирное искусство и поднимать на мировой уровень ювелирную промышленность, необходимо покупать новое оборудование. Одиночка его не потянет - например, только станок для лазерной пайки стоит 20-30 тыс. долл., литейный - около 40 тыс., хорошая цепевязальная машина - не менее 50 тыс. Хотя для авторских работ отсутствие станков не такая большая проблема. Штучное производство - это ручной труд.

"Штамп творчеству не конкурент, - говорит Борис. - Я даже на своей странице в Интернете выложил очень много фотографий своих работ. Коллеги говорят, что уже видели плагиат, выполненный "по мотивам" этих изделий с гораздо худшим качеством. Но сайт по-прежнему работает, потому что я считаю, что тот, кто захочет украсть идею, все равно это сделает. А так хоть общий уровень будет расти, я даже горжусь, что мне подражают". Кстати, в последнее время интернет-страница очень помогает Борису Колесникову найти заказчиков. "Первые два года моя страница была малообитаема, - вспоминает он. - Зато уже сегодня - по 10 посещений в день. Для сайта, на котором принципиально нет ни одного рекламного баннера, это очень хороший показатель". В результате из десятков выставленных в сети работ остались считанные единицы - все раскупили ценители. Однако сам мастер не задается и не раздувает от гордости щеки. "Серьезным ювелиром можно стать лет за 20, - говорит он. - Столько еще всего нужно узнать, работы - непаханое поле. Главное - сделать вещь, чтобы она состоялась". Сейчас Борис делает странные, на взгляд обывателя, вещи - кольца в виде замков, велосипедов, водопроводных кранов и телефонов. Очередной этап в развитии, тем не менее, уже одобрили любители авангарда. Коллекция еще только создается, а на странное кольцо "болт с краном" уже есть сразу двое претендентов из круга постоянных заказчиков. Достанется эта красота только одному - Колесников не копирует свои работы. Кстати, он не делает и украшения по эскизам, одобренным клиентом. "Единственное, что мне нужно знать, - из какого материала клиенту хочется иметь вещь и по каким поводам ее будут носить, - говорит Борис. - Все остальное вырисовывается уже в процессе работы". Авторская работа от Колесникова стоит в среднем 200-250 долл. "Это, конечно, несколько дороже, чем в магазинах, но произведение искусства в цене не теряет, в отличие от штамповки, даже если дешевеет материал". Авторские работы и цены рассчитаны на средний класс, а поскольку в России он невелик, то и мастерам особенно разбогатеть не удается. "Зато в Германии, куда я вывозил свои работы, эти цены для ручных изделий считаются просто смехотворными. Все, что было выставлено, смели с прилавков, - говорит Колесников. - Да, Россия сильно отстает от Запада по дизайну массовых изделий, зато максимально выкладывается на эксклюзиве".

 
© 1999-2005 Колесников Б.В. | Все права защищены